Пром.зона Юго-Западная, Проезд 8П, строение №8
«Платон» приходит не один
«Платон» - система поборов с владельцев большегрузных автомобилей, портящих федеральные трассы, набирает силы, несмотря на массовые протесты в большинстве регионов страны. Как заметил на днях в Казани бизнес-омбудсмен Борис Титов, деньги вложены, назад ходу нет. Но за шумом вокруг «Платона» осталась совершенно незамеченной другая новация властей, способная основательно ударить по карманам теперь уже не перевозчиков, а грузоотправителей.
Речь идёт о поправках в Кодекс об административных правонарушениях, вступивших в силу в середине прошлого года, точнее – об изменениях в статье 12.21.1 КоАП. В двух словах их суть в том, что если раньше за «перегруз» и/или нарушение установленных габаритов транспортного средства отвечал (и штрафовался) его владелец, то теперь это грузоотправитель. Такая перемена объекта наказания скрасит, возможно, настроение «дальнобойщикам», но тем, кто обеспечивает их работой, станет заведомо хуже. Говорю «станет», потому что бюрократическая машина у нас раскачивается неспешно, и пока – несмотря на то, что упомянутые выше поправки вступили в силу более полугода назад - о массовых штрафах грузоотправителей не приходится (мне, по крайней мере, известны только отдельные случаи). Но из этого не следует, что так будет всегда, - денег в госбюджете всё меньше, и администрирование всякого рода поборов и штрафов будет со всей очевидностью ужесточаться.
Мысль законодателя, направленная на благое дело сохранения дорог, вроде бы здравая – у перевозчика нет средств инструментального контроля массы при загрузке, а у отправителя они могут быть. То есть теперь уже не то что могут, а обязаны быть. На практике это означает, что любая организация, отгружающая продукцию средне-и крупнотоннажным транспортом, должна обзавестись собственным постом весового контроля, как у поста ГИБДД, и взвешивать с измерением по осям весь исходящий транспорт и фиксировать это в товаросопроводительных документах под роспись перевозчика. Весы, стоимостью около полумиллиона, должны, разумеется, регулярно поверяться и обслуживаться сертифицированными организациями. Выбор у грузоотправителя прост – или дублировать за свой счет пост весового контроля, или не рисковать и оплачивать перевозку недозагруженной машины, что может удвоить стоимость тяжелой и дешевой продукции, такой например, как обычный картофель.
При этом, даже если покупатель сам заберет товар своим транспортом, грузоотправитель все равно будет нести за него ответственность. Более того, в такой постановке с перевозчика снимается ответственность за перегруз, и он может легко согласится с доводами ГИБДД, подписав протокол на посту весового контроля, отвечать-то не ему. Более того, взяв попутный дополнительный груз, он не будет свидетельствовать против себя, а ГИБДД не будет разбираться, чей груз в кузове перевозчика, и вина априори всегда будет лежать на отправителе. Измеренная ГИБДД масса транспорта на другом конце страны, конечно, может быть оспорена в суде, но много ли вы знаете случаев, когда суд принимает сторону налогоплательщика, а не фискальной конторы?
Торговые компании легко выйдут из ситуации – они все равно меняют юридические лица каждые 2-3 года, бросая старую фирму и открывая новую, чтобы не попасть под налоговую проверку, которая, как известно, по каким-то собственным понятиям не имеет права уйти с пустыми руками, как полиция без выявленных правонарушений. У оптовиков неоплаченные штрафы канут вместе с фирмой, так как на торговых компаниях ни собственности, ни имени. Таким образом, кто, в первую очередь, попадает под этот закон? Правильно, промышленность и сельское хозяйство – два самых ценных и необходимых сейчас сектора экономики.
Производство и так уже за свой счет обязано выполнять достаточно много государственных функций, за которое оно уже заплатило налоги. Предприятие должно иметь пожарные дружины, планы и средства на случай чрезвычайных ситуаций, ежемесячно платить МЧС за «поддержание пожарной готовности», содержать даже фельдшера, а желательно еще и народных дружинников, обязательно застраховать не только свое имущество, но и ответственность перед другими, а также принимать участие в строительстве социального жилья. Ну и напоследок - благотворительность в России тоже облагается налогами.
И разумеется, все у легального предприятия должно быть сертифицировано, паспортизировано и лицензировано, проинспектировано и аудировано. И какой-нибудь независимой экспертизой еще раз подтверждено.
Все это, в конечном итоге, входит в цену товара. Поэтому он принципиально никогда не сможет догнать ни европейские товары - по качеству, ни китайские - по цене.
Объем грузоперевозок являются одним из важнейших макроэкономических показателей, и цены на них, так же как и стоимость энергоносителей, содержится в любом товаре или услуге и непосредственно влияет на их стоимость. И это одно из звеньев, на котором легко заработать. Скоро, кстати, еще закроют дороги на время весенней распутицы. Про специальные платные пропуска и полупустые машины с пониженной нагрузкой на ось в этот период обычный обыватель тоже ничего не знает, удивляясь очередным ростом цен, который им объясняется жадностью российского капитализма.
«Платон», акцизы на бензин, штрафы за проезд… Какой маленький, но регулярный следующий шаг будет разгонять инфляцию и усугублять кризис?
На привычном фоне разговоров «чем государство еще (!) может помочь бизнесу» принимаются очередные реально не исполнимые или несвоевременные законы, причём в подавляющем большинстве случае они бьют по производителям, по тем, от кого зависит, будет расти в стране реальная экономика, а вместе с ней – потребительский спрос и благосостояние граждан, или нет. Беда в том, что сложившаяся у нас система госвласти и управления нацелена не на стимулирование правильного поведения, а на извлечение дохода любым доступным (или вчера еще не доступным) способом. Тут та же логика, что видна на примере расстановки видеокамер на прямых скоростных и безопасных участках, а не там, где они будут реально способствовать предотвращению ДТП.
Кстати, о «Платоне»: его администрирование, при замороженной стоимости по требованию перевозчиков, оказывается, уже не оставляет денег на ремонт дорог. То есть на то, ради чего система, по идее, создавалась.
Отдельно надо сказать о суммах штрафов с грузоотправителей. Для индивидуальных предпринимателей это от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; для юридических лиц – от 250 000 до 400 000 рублей. Почему так сурово, ведь и в разы меньшее наказание заставит грузоотправителей быть аккуратнее? Да всё потому же: надо сорвать как можно больше здесь и сейчас, а там хоть трава не расти. Ну, так доиграемся, что и не вырастет, даже её на пропитание не будет.
Автор - финансовый директор производственного предприятия FMCG.